Россия может оказаться на пороге дорожных бунтов

5 Май, Вторник, 2009

Сегодня, когда во всем мире бушует финансовый кризис, российские дороги могут из трасс превратится в обычную раздолбанную грунтовку. В прошлом году, в нашей стране автомобильные дороги стали «длиннее» на 2,3 тыс. км, именно столько километров автодорог было построено, в том числе на 560 км стали длиннее дороги федерального значения и на 1722 км региональные автотрассы. Именно об этом, в начале апреля, сообщал премьер-министр РФ Владимир Путин. Если раньше мы предполагали, что и кризис нам не страшен, то уже через некоторое время чиновники стали объявлять о “незначительном” сокращении статей бюджета, за счет которых должно было вестись строительство и ремонт дорог в нынешнем году. Если же в нашей стране, у чиновников на этот счет далеко идущие планы и взгляды, то, в отличие, от них, простым автомобилистам каждый день предстоит езда по этому «незначительному сокращению статей бюджета», и, как правило, свою оценку на этот счет они высказывают исключительно на матном сленге…

Из-за «качественного» состояния дорог, в отдельные регионы, нашей необъятной Родины, просто лучше, что называется, идти пешком, потому как ехать туда на автомобиле просто не безопасно. Например, автовладельцы из городка Конаково, что в Тверской области, выступили с акцией протеста, против состояния местных автомобильных дорог. Ночью, перед зданием городской администрации, они выстроили гору из колесных дисков и покрышек, которые были «убиты» на кошмарных дорогах города. Хочется, задать один единственный вопрос, у нас в стране дороги, что специально взрывают? По мнению экспертов, в ближайшее время не стоит ждать, что ситуация изменится, в лучшую сторону, а дорожные бунты могут стать массовым и, практически, регулярным явлением.

По итогам минувшего года был сделан вывод: прошлый год для дорожной отрасли был наиболее удачным, так как было построено 2,3 тыс. км автомобильных дорог. Капитальный ремонт был более чем на 5 тыс. км федеральных дорог, что на 46 процентов больше, чем годом ранее. Общий объем выделенных из госбюджета средств, предоставленных субъектам РФ на содержание дорожного фонда, в 2008 году составил 102,3 млрд рублей, из которых более половины (63,64 млрд) было израсходованно на строительство и реконструкцию автодорог, в рамках реализации федеральных целевых программ.

Руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин, на встрече с представителями отечественной прессы, которая состоялась в начале апреля, озвучил антикризисную стратегию развития дорожного хозяйства России. В частности, он заявил, что расходы госбюджета, в части строительства и ремонта автодорог будут уменьшены примерно на 15 процентов, хотя это снижение стоимости работ, не должно быть не в ущерб качеству и количеству, а за счет общего падения цен, в том числе рыночной стоимости материалов. Но как стало известно, из «неофициальных» заявлений чиновников, сокращение программы по содержанию дорог, равно сокращению программы по их строительству.

На время кризиса, в связи с растущей безработицей, в рамках разработки мероприятий по повышению занятости населения, были определены 15 видов общественных работ, которые напрямую связаны с благоустройством федеральных дорог. В основном это специальности, не требующие квалификации. Касательно планов по строительству дорог в нынешнем году, чиновники охотно отчитываются об отдельных участках плана строительства дорожного полотна, при этом предпочитают отмалчиваться, в отношении сокращений в общем плане строительства и ремонта дорог.

По мнению экспертов, помимо сокращения финансовых затрат, существует еще ряд причин, из-за которых российская дорожная программа терпит «поражение». “Традиционно в России процесс ремонта дорог вызывает ряд нареканий, основной причиной которых является тот факт, что до своего прямого назначения доходит лишь часть денежных средств, выделяемых на эти цели, а остальные оседают в глухих закоулках финансовых схем, – сообщает президент Гильдии автомобильных журналистов Ольга Неделина. – Однако есть и другие причины вечных колдобин, в том числе и устаревшие проекты и технологии дорожных работ. Например, в Америке при проектировании новой дороги закладывается 25-летний срок службы дорожного полотна. При этом учитываются и такие различные факторы, как дальнейшее увеличение нагрузки на дорогу из-за возрастающего движения машин, а также возможное расширение дороги благодаря развитию дорожной инфраструктуры”.

Со слов, все той же, Ольги Неделиной, нашим дорожным строителям следовало бы обратить внимание на опыт своих зарубежных коллег, в частности американцев. Там достаточно эффективно работает схема оповещения: то есть проезжая по поврежденному участку дорожного полотна, водитель сообщает в ближайший, к этому участку, отдел службы надзора за дорогами. В этом случае, все, поступающие в службу, телефонные звонки записываются на диктофон, именно поэтому “забыть” про подобный звонок не дорожной службе не удастся. На восстановление дорожного полотна, по которому был принят сигнал, выезжает специальная бригада. Это все делается в течение буквально нескольких часов. Потому, как если на участке, по которому поступил сигнал, произойдет авария, из-за повреждения дорожного полотна, о котором предыдущий водитель уже сообщил дорожникам, то на защиту пострадавшего автомобилиста встанут юристы и выставят огромный счет за материальный и моральный ущерб. “У нас же попросту нет подобных схем”, – заявила Ольга Неделина.