Личный опыт покупки б/у грузовика-иномарки

25 Октябрь, Вторник, 2011

Наши соотечественники в основном не могут позволить себе купить новую грузовую машину, такие автомобили приобретают лишь крупные автокомбинаты и богатые компании. Частные предприниматели обращают внимание на подержанные авто, причем в основном выбор останавливается именно на иномарках.
Мой опыт эксплуатации иноземных грузовиков составляет уже четыре года. За это время пришлось выступать не только в роли продавца, но и в роли покупателя. Имея небольшой опыт, хотелось бы поделиться им с другими покупателями. Многие автолюбители после покупки иномарки с пробегом начинают мечтать о светлом будущем, надеясь получить от автомобиля огромную надежность и выносливость. Нужно запомнить одно, как правило, автомобили продаются лишь потому, что прежний хозяин не желает вкладывать в них деньги – это придется делать новому владельцу! Покупателю все равно придется рано или поздно делать ремонт и чтобы затраты на него были минимальными, обязательно нужно внимательно осматривать транспортное средство перед приобретением.

На стоимость подержанного грузовика-иномарки влияет два основных аспекта – пробег и год производства. Если речь идет о транспортном средстве грузоподъемностью от 10 до 20 тонн значит пороговым пробегом для него является 500-700 тыс. км. После такого пробега большая часть агрегатов и узлов требует либо ремонта, либо замены. Автопоезда или тягачи такого пробега достигают за 3-6 лет, в случае, когда они эксплуатируются в городских условиях – 7-10 лет. Конечно, здесь бывают свои исключения, но при покупке, все же следует отталкиваться именно от этих цифр. В некоторых случаях продавцы могут изменять год выпуска машины в документах, чтобы повысить стоимость тягача. Проверить реальный год производства можно довольно легко. Все грузовые авто обладают ресивером для сжатого воздуха, поэтому производители поддают авто специальным испытаниям и ставят клеймо с датой таких испытаний. Дату производства можно вычислить, отняв от даты клеймления ресивера примерно шесть месяцев.
В случае покупки транспортного средства из Европы, нужно требовать от владельца сервисную книжку, где подробно обрисована картина технического состояния авто.

Нужно сказать сразу, что внутреннее содержание подержанного транспортного средства не всегда соответствует внешности автомобиля. Никто не будет спорить с тем, что опрятный внешний вид всегда настраивает покупателя грузовика на благоприятное отношение к нему. Но в странах Балтии и Польше вполне достаточно мастеров, способных максимально приблизить экстерьер авто до идеала и не затронуть при этом «внутренностей» машины. Из собственного опыта мне известно, что некоторые авто с отличным внешним видом приходится ремонтировать чаще других. Как правило, зарубежные автомобили имеют крепкий металл, хорошо загрунтованный и окрашенный, поэтому и служит он долго. Если осматриваемая машина имеет бескапотную компоновку, покупателю нужно обратить особое внимание на колесные арки, которые наибольше подвергаются воздействию того, что летит из-под колес: грязи, воды и т.д. Передняя кромка снизу кабины также подвержена воздействию коррозии, но, все же, если есть дыры, то исправить это можно за счет небольшого ремонта – это на скорость не влияет.

Моторы грузовых машин в большинстве случаев обладают достаточным ресурсом. Если на максимальных оборотах из выхлопной трубы валит черный дым – это может свидетельствовать об изношенности форсунок или того, что воздушный фильтр требует замены. Если автомобиль был оборудован системой впрыска горючего и насосом для топлива высокого давления, восстановление авто будет заключаться еще и в замене распылителей, которые стоят от 50 до 100 долларов за единицу. Если насос-форсунки имеют механическое управление, их замена будет стоять от 400 до 700 долларов, в случае с электронным управлением, владельцу транспортного средства придется выложить 1000 долларов. Если на двигателе будут обнаружены следы масла – от автомобиля лучше отказаться, так как при регулировке клапанов владелец авто мог поставить под клапанную крышку старую прокладку, это также можно объяснить несоответствием момента затяжки крышки, оптимальному. Если подтеки масла обнаружены на поддоне картера, а именно на его крышке – это еще хуже, так как заявляет о потребе замены сальников коленвала. Есть случаи, когда на продаваемом автомобиле его владелец просто «запоривает» коленвал, в этом случае нужно снимать поддон, а также крышки шатунных и коренных вкладышей, пытаясь определить равномерность износа этих вкладышей. Если речь идет о машинах марок «МАН» или «Мерседес», состояние их поршневой группы можно проверить так: нужно отсоединить один конец патрубка, который находится на двигателе, после чего его следует завести за мотор. Свидетельством плачевного состояния поршневой группы будут выхлопные газы, которые начнут идти из патрубка сопуна, если выхлопные газы идти не будут – значит, мотор в хорошем состоянии. Нельзя сразу определить все неисправности и дефекты силового агрегата, ведь бывают случаи, когда неисправности проявляются лишь во время эксплуатации. У меня был случай, когда после покупки авто, обнаружил отсутствие под головкой блока прокладки, пришлось заменить ее самостоятельно. Когда через полгода случилось то самое, обратившись к специалистам, выяснилось, что из-за перегрева повело головку блока, проблема исчезла после шлифовки головки по плоскости.

Если говорить о навесном оборудовании, то из него на грузовиках чаще всего из строя выходят стартеры. В течение двух лет мне пришлось из пяти машин заменить стартеры трем. Но выяснить этот факт можно лишь во время эксплуатации автомобиля. Советую всем покупателям подержанных грузовиков-иномарок проверять люфт помпы, просто покачав в разные стороны шкив или при работающем моторе визуально, так как приходится довольно часто менять на б/у авто водяные помпы. Изношенность колец в воздушном компрессоре можно определить за счет следов масла, находящихся там, где сбрасывается избыточное давление воздуха. На собственных автомобилях пока компрессоры не ремонтировал, пока все без проблем, но, все же, в ремонте они нуждаются. Лично я взял себе за правило сразу после покупки транспортного средства менять все фильтры и масло, что советую делать всем.
После пробега в 600 тыс. км шкворни колес спереди нуждаются в замене, проверить это можно по люфту, когда переднее колесо поднимается на домкрате и прокачивается в плоскости, или по износу протектора покрышки – если он неравномерный, значит нужно заменять шкворню. Рулевые тяги также нельзя оставлять без должного внимания, наиболее простым способом является покачивание тяги вдоль оси при помощи рук – в случае, когда этот процесс не требует усилий со стороны покупателя, значит, наконечники нуждаются в замене.

Если проверяемая машина имеет рессорную подвеску, надо каждый лист проверить на трещины. Нужно не полениться и убрать с подкоренного и коренного листов серьги смазку. В сборе новая оригинальная рессора стоит около 1 500 долларов. Я знаю случай, когда покупатель, купив грузовой автомобиль, не осмотрев его подвеску, и после покупки обнаружил, что необходимо менять три рессоры из четырех.
Если авто оснащен пневмоподвеской, покупатель должен особое внимание обратить на реактивные тяги. В случае, когда при трогании с места мосты или задний мост смещаются вдоль авто, транспортное средство нуждается в рекомплекте реактивных тяг. На тягачах V-образные тяги проверить довольно легко: нужно залезть на раму и положить ладонь на крышку наконечника, после чего нужно попросить напарника легонько тронутся с места. Если под рукой будет слышаться стук, значит пришла пора замены. Если осматривается фургон на раме, с ним такая проверка не пройдет, в таком случае лучше обратится на сервис.
Тормозную систему будущий владелец подержанного грузовика должен проверять на толщину накладок, делается это в грязезащитных щитках через смотровые окна, при этом нужно лишь посветить переноской или фонариком, но при этом не нужно забывать снимать автомобиль со стояночного тормоза, ведь в этом случае износ тормозных накладок не позволит определить выработка в барабане. В случае, когда автомобиль имеет пневматические тормоза, необходимо проконтролировать работу энергоаккумуляторов и тормозных камер. Для такой проверки нужно давление в системе тормозов довести до нормы, после чего следует заглушить мотор, снять авто со стояночного тормоза и слушать. Когда давление тормозной системы начинает быстро снижаться и слышится шипение – это признак неисправности энергоаккумуляторов. Рабочая тормозная система проверяется на исправность при заглушенном моторе: предварительно автомобиль снимается со стояночного тормоза и покупатель жмет на педаль тормоза. Удерживая педаль в нажатом положении нужно следить за манометром, то есть его стрелкой. Когда диафрагмы камер исправные стрелка манометра немного отклонится влево на небольшой градус, и в течение 10-15 секунд будет находиться на одном месте при условии, что педаль тормоза будет нажата. В случаях, когда давление воздуха в системе тормозов при нажатой педали будет неуклонно падать – это свидетельство повреждения тормозных патрубков или порванных диафрагм. Покупатель б/у грузовика-иномарки должен готовиться к замене тормозных рычагов, которые еще называют трещетками. Ремкомплекты стоят 100 долларов, а оригинальные тормозные рычаги – 400 долларов.

Большая часть европейских подержанных грузовиков оснащаются централизованной системой смазки. Это довольно удобная вещь, но, все же, требует к себе внимания и регулярного ухода. При покупке авто следует обязательно убедиться в ее работоспособности, ведь в противном случае, владельцу автомобиля придется вкручивать масленку в каждую точку смазки.
Вышеуказанным можно руководствоваться при первичном осмотре машины, чтобы более детально узнать о техническом состоянии авто нужно посетить сервис. Чтобы знать, что в будущем ожидать от своего «железного коня», лучше не жалеть денег и доверится специалистам, которые проведут полную диагностику.