Крупнейшим автопроизводителем станет Porsche

27 Май, Среда, 2009

Мощное давление кризиса скажется далеко не на всех автомобильных компаниях. Если одни по окончании кризиса обескровятся, другие займут новое, более приоритетное место на рынке. Porsche, когда-то небольшой производитель спорткаров элитного класса, теперь может стать крупнейшей компанией ,по окончании кризиса. Ей не надо будет выпускать массовые модели для этого, просто она приобретет контрольный пакет акций концерна Volkswaggen, который за последние годы стал суперуспешным. Этот концерн и в кризис не испытывает особых проблем, спад производства минимальный. Марки VW уже давно занимают в Европе лидирующие позиции, да и в развивающихся странах, таких, как Южная Америка, дела у него идут неплохо.

По итогам первого квартала этого года объем производства автомобилей VW уже конкурирует с Toyota, и может так случиться, что вскоре VW станет самым большим в мире производителем автомобилей с 11% долей рынка. А ведь Porsche имел свою долю в размере 42% в VW еще в 2008 году. И несмотря на заявление главы Porsche Венделина Видекинга о том, что он пока не намерен скупать акции VW, ситуация складывается таким образом, что вряд ли Porsche упустит возможность завладеть лидером автопроизводителей. Финансисты этой компании уже не раз доказали свое умение и вполне способны купить VW полностью.
Тойота твердо держится на своих позициях, и ее 10% рынка никто не угрожает. Многие компании, к тому же, были бы совсем не против сотрудничать с таким мощным патроном, как концерн Toyota. В частности компания Subaru в приватных беседах намекает на то, что не откажется быть партнером такой крупной японской автокомпании. Subaru не так давно сотрудничала с GM, и выпускала под своим именем несколько моделей этого концерна. Сейчас Subaru уже вовсю разрабатывает спортивные автомобили совместно с Toyota и, похоже, все идет к тому, что она примкнет к Toyota в качестве спортивного подразделения.

Ford на фоне нестабильности может стать лидером американского рынка. А поскольку его положение прочно и на других континентах, он останется на своем 3 месте в сложной иерархии концернов мира.

В начале кризиса основные новости приходили из США, где главной темой обсуждения было запустение американской автопромышленности. Последнее время предметом особого внимания стал итальянский Fiat. Судя по всему, дела у этого концерна идут очень неплохо, поскольку он скупает все, до чего успевает добраться.

Похоже генеральный директор Fiat серьезно намерен осуществить передел на автомобильном рынке в свою пользу. Все началось с того, что Fiat сыграл роль спасательного круга для тонущего Chrysler и получил 20% его акций в обмен на свои технологии и обещания поправить дела этой компании. Было отдельно оговорено, что в будущем доля Fiat может увеличиться до 35%, а потом и до 51%, а это контрольный пакет акций. Много лет итальянцы надеялись вернуться на американский рынок хотя бы с Alfa Romeo, и вот теперь от этих же итальянцев, по сути дела, зависит рынок США. Но владельцу Fiat этого, похоже, недостаточно. Fiat намерен выйти и на европейские рынки, пока есть такая возможность. Появился шанс (которым итальянцы, разумеется, воспользуются) прибрать к рукам английский Vauxhall, шведский Saab и немецкий Opel. Если все пойдет по плану, итальянкий Fiat станет корпорацией транснациональной, внутри которой выстроена сложная система управления и взаимоотношений. Однако, нам известно, как ненадежны бывают такие экономические и политические гиганты. Хотя у итальянцев уже богатый опыт управления крупной разнородной компанией, ведь уже на сегодняшний день туда входят, помимо пяти марок легковых автомобилей, и сельскохозяйственная техника, и грузовики и прочее. Генеральный директор Серджио Марчионне вознамерился сделать отдельную компанию Fiat Auto вместо автомобильного подразделения. Такая компания будет иметь больший потенциал в конкурентной борьбе и ею будет легче управлять. По прогнозам итальянских оптимистов, компания Fiat Auto выставит на продажу 11 марок автомобилей в количестве, примерно, 6 млн. в год на сумму 100 млрд. долларов. Но компании, которые войдут в Fiat, уже обескровлены кризисом, вряд ли смогут обновлять модельный ряд, и, скорее всего, сократят производство. Поэтому новый концерн из итальянских, немецких и американских компаний, будет вынужден бороться за свои 7-8% автомобильного рынка.

Если АвтоВаз не испортит картину альянсу Renault-Nassan, и начнет приносить реальные доходы в ответ на вложенные в Россию средства, то слияние Renault-Nassan вкупе с 700000 «Жигули» займет достойное место на мировом рынке с долей 7%. Не исключен, правда, и другой вариант. Измучившись с тольяттинским производством и с его неэффективностью, Renault просто его продаст, неважно кому. История показывает, что такой случай уже был в BMW, когда они купили, причем недешево, английскую группу Rover, и нахлебавшись с ней, продали за 1 фунт.

Концерн PSA Peugeot Citroen и компания Mitsubishi, похоже, перейдут от партнерства к альянсу, который будет выгоден обеим сторонам. Уже сейчас видно, что они очень неплохо друг друга дополняют и делятся технологиями. У японцев проблемой является нехватка хороших дизелей и отсутствие известности на рынке Европы, а французам нужен полный привод, да и опыт в разработке электромобилей им совсем не помешает. Удачное взаимодействие этих компаний может, в дальнейшем, осуществляться не только на европейском, но и на американском и азиатском рынке.

Канадский производитель комплектующих для автомобилей Magna сейчас вовсю пытается обзавестись собственным автопроизводством и стать производителем автомобилей. Раньше Magna вела совместные проекты с нашим ГАЗом , ВАЗом , а также с Mercedes-Benz и другими автопроизводителями. В кризис у компании появились новые возможности, и теперь она хочет полностью выкупить какого-нибудь известного производителя с историей. Последние данные свидетельствуют, что именно Magna ожесточенно борется с Fiat за право выкупить немецкий Opel.

Также известно, что главным претендентом на марку Volvo, от которой не прочь избавиться Ford, похоже, стала Magna.
Есть еще одна сила, которая вполне может купить все, что относится к известным автомобильным брендам. Огромное количество китайских компаний уже давно мечтает выйти на мировой рынок. Но сейчас их пока слишком много и они маленькие и неопытные, поэтому пока не в состоянии конкурировать с мировыми грандами. Однако, если их все сложить вместе, они могут уже сейчас занять 10% рынка. И со временем из их числа выделятся наиболее сильные конкурентоспособные компании, которые и займут на мировом рынке лидирующие места.